Программа коррекционной работы МОУ СОШ №35 с УИОП г. Воркуты
Общие положения
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая состояние здоровья учащихся и индивидуально-типологические особенности. Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Среди направлений психолого-педагогического обеспечения ФГОС особое место занимает программа коррекционной работы, направленная на «коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории».
Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:
-создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
-создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования;
-социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.
Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона « Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данному направлению.
Цель программы: комплексная психолого-социально-педагогическая помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования.
Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи программы:
-выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
-определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья;
-формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
-расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
-развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
-реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
-Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых учащимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации учащихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности учащихся, программой социальной деятельности обучающихся.
-Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
-Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
-Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
-Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Основные этапы реализации программы коррекционной работы
Диагностический этап
Цель: выявление особых образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования
Диагностическая работа включает:
-проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей учащихся;
-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).
Консультативный этап
Цель: выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса, обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей.
Консультативная работа включает:
-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
-консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Коррекционно-развивающий этап
Цель: коррекция недостатков в психическом и личностном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;
-выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
-развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
-развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
-развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
-формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
-социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Информационно – просветительский этап
Цель: разъяснение участникам образовательного процесса — учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
Информационно-просветительская работа включает:
-информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы) для учащихся, родителей, педагогов по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса и сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Механизмы реализации программы
Реализация программы коррекционной работы может осуществляться общеобразовательным учреждением как самостоятельно, так и совместно с иными образовательными учреждениями посредством организации сетевого взаимодействия.
Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций является одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы на ступени основного общего образования с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Сетевая форма реализации программы коррекционной работы предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций (общеобразовательная школа, государственные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической и социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения), а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, спорта и иных организаций.
Сетевая форма реализации программы коррекционной работы применяется в целях повышения качества специальных образовательных услуг, расширения доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья к современным образовательным технологиям и средствам воспитания и обучения, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов. Сетевая форма реализации программы осуществляется по соглашению образовательных организаций или по решению органов власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
Инициаторами организации соответствующей деятельности могут выступать также учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, их родители (законные представители). Образовательные организации, участвующие в реализации программы коррекционной работы в рамках сетевого взаимодействия, должны иметь соответствующие лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
Порядок и условия взаимодействия образовательных организаций при совместной реализации программы коррекционной работы определяются договором между ними. Взаимодействие специалистов общеобразовательного учреждения обеспечивает системное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
-комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
-многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося;
-составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Требования к условиям реализации программы
Организационные условия
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Формы обучения
-в общеобразовательном классе или интегрированном классе;
-по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе;
-с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения. Варьироваться может степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
-дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
-психолого-педагогические условия
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
-специализированные условия
- использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка;
- комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
-здоровьесберегающие условия
- оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья;
- профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
-участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.
-Индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, составленные с учетом психофизиологических особенностей;
-Индивидуальные программы сопровождения адаптационного периода при переходе в среднее звено;
-Программы по коррекции эмоционально-волевой сферы;
-Программы по развитию познавательной и мотивационной сфер учащихся;
-Программы по развитию коммуникативных навыков;
-Программы по профилактике психологического неблагополучия;
-Профориентационные программы, направленные на самоопределение учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Кадровое обеспечение
Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса в МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты осуществляют штатные специалисты: педагог – психолог и социальный педагог, квалификационный уровень которых соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Основным механизмом взаимодействия и реализации коррекционных мероприятий является школьный психолого-медико-педагогический консилиум. С детьми с ограниченными возможностями здоровья работает социальный педагог, который тесно взаимодействует с семьей. Классные руководители, психолог, отслеживают динамику развития и достижений учащихся через карты динамического наблюдения. Учителя–предметники, планируя тематические блоки, ориентируются на индивидуальные особенности учащихся данной группы и разрабатывают индивидуальные дидактические материалы, направленные на корректировку, выявленных затруднений у учащихся.
Материально-техническое обеспечение
С целью организации условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе имеются: кабинет психолога, медицинский кабинет.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В школе создана система широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Результат реализации коррекционной программы - создание комфортной развивающей образовательной среды:
-преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования;
-обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;
-способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);
-способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы
- Психологически безопасная и комфортная образовательная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Положительная динамика психологического развития ребенка в процессе школьного обучения. Снижение школьной тревожности.
- Успешная социальная адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.
- Повышение педагогической и родительской компетентности в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.